2020 - 2021 учебный год
ФГБНУ «ФИПИ» 6 и 7 октября 2020 г. проведены вебинары по теме «Актуальные вопросы обучения написанию сочинения: эффективные методики; опыт субъектов Российской Федерации; использование результатов анализа итогового сочинения» для учителей русского языка и литературы (смотреть запись; скачать запись; скачать презентации);
для учителей обществознания, истории, иностранных языков (смотреть запись; скачать запись; скачать презентации).
Вебинары позволят познакомиться с некоторыми выводами и закономерностями, сформулированными по итогам проведения статистического и содержательного анализа итогового сочинения 2019/20 года, а также с методическими приемами обучения написанию связного текста, которые могут быть использованы на уроках по гуманитарным предметам.
Документы федерального уровня
Приказ Министерства просвещения РоссийскойФедерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24 ноября 2020 г. № 665/1156 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/21 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)» подробнее
Письмо Рособрнадзора №05-86 от 24.09.2020 о направлении методических материалов и документов для организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году подробнее
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) подробнее
Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы (для поддержки непредметного характера итогового сочинения) подробнее
Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению, который включает 200 текстов разнообразной тематики, в том числе использованных при проведении итогового изложения в прошлые годы подробнее
Заявления подробнее
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в2020/2021 учебном году подробнее
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения(изложения) в 2020/2021 учебном году подробнее
Документы регионального уровня
Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в Ставропольском крае в 2020/21 учебном году подробнее
Методические рекомендации по подготовки к написанию итогового сочинения в 2020/2021 учебном году для учителей русского языка и литературы подробнее
Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году подробнее
Приказ министерства образования Ставропольского края от 07 октября 2020 года № 1172-пр «Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения)в Ставропольском крае в 2020/21 учебном году» подробнее
Документы муниципального уровня
Приказ ОО АИГО СК от 02.10.2020 №645 "О проведении репетиционного итогового сочинения (изложения) в общеобразовательных организациях Изобильненского городского округа 07октября 2020 года" подробнее
Приказ ОО АИГО СК от 13.11.2020 №747 "Об утверждение организационной схемы проведения итогового сочинения (изложения) в ОУ Изобильненского городского округа Ставропольского края в 2020-2021 учебном году "
Приказ ОО АИГО СК от13.11.2020 №746 "О проведении репетиционного итогового сочинения (изложения) в общеобразовательных организациях Изобильненского городского округа 18 ноября 2020 года"
Приказ ОО АИГО СК от 31.03.2021 №278 "Об утверждении организационой схемы проведения итогового сочинения (изложения) в общеобразовательных организациях Изобильненского городского округа в 2020/2021 учебном году подробнее
Документы школьного уровня
Приказ МБОУ "СОШ №2" ИГОСК "О проведении итогового сочинения 15 апреля 2021 года" №72 подробнее
Приказ МБОУ "СОШ №2" ИГОСК от 06.10.2020 года №139 "О проведении репетиционного итогового сочинения (изложения) в МБОУ "СОШ №2" ИГОСК 07 октября 2020 года" подробнее
Направления тем итогового сочинения на 2020/21 учебный год:
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года
1. Забвению не подлежит.
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
2. Я и другие.
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
3. Время перемен.
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
4. Разговор с собой.
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны за 15 минут до его начала по местному времени.
О сроках и местах регистрации
для участия в написании итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
Календарь сдачи итогового сочинения (изложения) 2020-2021 учебный год
О переносе сроков проведения итогового сочинения (изложения)в 2020/21 учебном году подробнее
Приказ министерства просвещения РФ и Рособрнадзора от 05 марта 2021 года №88/245 подробнее
Основной срок |
Дополнительные сроки |
15 апреля 2021 года |
05 мая 2021 года |
19 мая 2021 года |
Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».
Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации, продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения): обучающиеся XI (XII) классов - в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна.
Обучающиеся XI (XII) классов, экстерны с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся XI (XII) классов, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность.
Вправе писать итоговое сочинение по желанию:
лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования;
лица, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее вместе - выпускники прошлых лет);
обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования;
обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Указанные лица для участия в итоговом сочинении подают заявления не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения)в места регистрации для участия в написании итогового сочинения, определенные министерством образования Ставропольского края.
Участники ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом сочинении предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а участники ЕГЭ - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность.
Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году (03 февраля и 05 мая 2021 года):
- обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
- обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение Порядка проведения ГИА;
- участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
Места регистрации для выпускников прошлых лет и обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в написании итогового сочинения
№ п/п |
Наименование организации |
Адрес |
Режим работы (понедельник – пятница) |
Телефон для справок по вопросам регистрации |
1. |
Отдел образования администрации Изобильненского городского округа |
Изобильненский район, г. Изобильный, ул. Советская, 65,каб. 7 |
09:00 – 18:00 |
(86545)
2-72-43 |