Функциональная грамотность

   МБОУ "СОШ №2"

Функциональная грамотность

 

           Об организации работы по формированию функциональной грамотности   

                      обучающихся в МБОУ "СОШ №2"  ИГОСК

 2023 - 2024 учебный год 

В школе сформирована  база  данных обучающихся 8-9 классов 2022-2023 учебного года, а также учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов по шести направлениям

 (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление)

        Систематически  в учебный процесс включается  банк заданий для оценки функциональной грамотности, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: https://fg.resh.edu.ru/ , https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti , в срок до 30 сентября 2021 г.

Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся: - ссылка на материалы

       Приказ МБОУ "СОШ №2" ИГОСК от 17.10.2023 №210  "Об утверждении Плана мероприятий по  формированию  и оценки  функциональной грамотности обучающихся МБОУ "СОШ №2" ИГОСК на 2023-2024 уч.год " подробнее

        План мероприятий , напрвленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ "СОШ №2" ИГОСК на 2023-2024 уч.год  подробнее

       Состав рабочей группы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся  МБОУ «СОШ №2» ИГОСК  на 2023/24 учебный год

подробнее

2022 - 2023 учебный год  

План мероприятий , напрвленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ "СОШ №2" ИГОСК на 2022-2023 уч.год  подробнее

Приказ МБОУ "СОШ №2" ИГОСК от 20.08.2022 №184 "Об утверждении Плана мероприятий по  формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ "СОШ №2" ИГОСК на 2022-2023 уч.год " подробнее 

Ответственные  за организацию работы по формированию функциональной грамотности обучающихся заместители  директора по УВР

Кирилова Ирина Ивановна, Лукьянченко Ольга Владимировна.

 2021 - 2022 учебный год 

 Программа по формированию (развитию) функциональной грамотности обучающихся  МБОУ «СОШ №2» ИГОСК   в 2021/2022 учебном году подробнее

 План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2021/22 учебный год (Приложение 1).

   Состав рабочей группы по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся (Приложение 2).

   Ответственные  за организацию работы по формированию функциональной грамотности обучающихся заместители  директора по УВР

Кирилова Ирина Ивановна, Лукьянченко Ольга Владимировна.

    Приказ МБОУ "СОШ№2" ИГОСК от  10.01.2022 года №18 "Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся" подробнее

   Информация  МБОУ «СОШ №2» ИГОСК об исполнении перечня поручений,  данных на совещании в режиме видеоконференцсвязи по вопросам введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и формирования функциональной грамотности обучающихся, состоявшегося 10 декабря 2021 года  подробнее

Итоги  реализации плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2021-2022 учебный год

    Отчет за декабрь 2021 год  подробнее

    Отчет за январь 2022 год  подробнее

 

       План мероприятий, направленных на повышение уровней читательской, математической и естественнонаучной грамотностей и исключение рисков ученической неуспешности МБОУ «СОШ №2» ИГОСК в 2021-2022 уч.год  подробнее

    Приказ МБОУ "СОШ №2" ИГОСК от 21.12.2021 №215 "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на повышение уровней читательской, математической и естественнонаучной грамотностей и исключение рисков ученической неуспешности МБОУ «СОШ №2» ИГОСК в 2021-2022 уч.год"  подробнее

    План мероприятий, направленных на повышение уровней читательской, математической и естественнонаучной грамотностей на 2 четверть 2021 - 2022 уч.года  подробнее

      Информация  МБОУ «СОШ №2» ИГОСК об исполнении перечня поручений, данных на совещании в режиме видеоконференцсвязи по вопросам введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и формирования функциональной грамотности обучающихся, состоявшегося 10 декабря 2021 года  подробнее

 - План работы школьного методического объединения учителей начальных классовна 2021-2022 учебный год по направлению «Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках как важнейшее условие повышения качества образования» подробнее

  - План работы МО учителей гуманитарного цикла по направлению «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся» подробнее

  - План работы ШМО учителей географии, биологии, химии МБОУ «СОШ №2» ИГОСК «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся»  подробнее

   -  План работы ШМО учителей математики, физики, информатики МБОУ «СОШ №2» ИГОСК  "Формирование функциональной грамотности школьников»  подробнее

       Внесены изменения  и дополнения в основную образовательную программу основного общего образования, в  Положение о внутренней системе оценки 

качества   образования.

 Мастер - класс «Формат взаимодействия учителя и родителя».Классный руководитель 11 класса Кирилова И.И   подробнее

Мастер - класс учителя  «  Авторские задачи как инструмент развития функциональной грамотности  на уроках математики».Учитель математики, Щербакова М.М  подробнее

Мастер - класс учителя «Сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира и математики".Учитель начальных классов Сляднева Л.А подробнее

                   Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

             Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

      Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления Жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Составляющие функциональной грамотности   
ссылка

  Оценка функциональной грамотности   ссылка для входа

 

Нормативно-правовые документы (федеральный уровень)
 

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

   Материалы для учащихся, педагогов родителей по формированию и оценке функциональной грамотности:

  Компетенции 4К — формирование и оценка на уроке подробнее

  Примеры открытых заданий PISA  подробнее

  Сборник информационных и методических материалов для педагогов подробнее

  Уроки формирования функциональной грамотности (по ФГОС общего образования)  подробнее

  Что значит Быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей подробнее

  Список литературы по формированию функциональной грамотности подробнее

    Результаты PISA в 2018 (презентация)  подробнее

  Совершенствование российского образования (по результатам международных 

   исследований качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA) подробнее

 

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности подробнее

Банк заданий по функциональной грамотности

Банк методических материалов по развитию функциональной грамотности

Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач) подробнее

 

 

    План участия педагогов в онлайн – мероприятиях согласно программе Академии Минпросвещения России «Онлайн-марафон функциональной грамотности», который с 6 до 10 декабря 2021

 

Тест "Цифровые компетенции педагога"

Образовательная платформа "Просвещение"  

Материалы Института стратегии развития образования РАО

Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация)

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся: 

Финансовая грамотность:

 

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

СИПКРО

Издательство «Просвещение»

Банк тестов

Московский центр качества образования

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

Дата последнего обновления страницы 19.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения